Инновации и Бизнес

РАЗДЕЛ 1.4.2

Бережливое производство

Бережливое производство (от англ. lean production или lean manufacturing – буквально «худое производство», «тощее производство») – это концепция управления производством, при которой предприятие постоянно стремится устранять потери любого рода.

В стандарте ГОСТ Р 56020–2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь» даётся иное, более широкое определение:

«4.1 бережливое производство (lean production); Лин; БП: Концепция организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь».

Своими корнями концепция Бережливого производства уходит в производственную систему корпорации «Тойота» (Япония), опыт которой активно изучался американскими исследователями. Они и дали концепции такое название (см. статью «О происхождении термина Lean»).

Ключевым элементом концепции является ценность продукта для потребителя: вся деятельность предприятия делится на процессы и операции, добавляющие ценность для потребителя, и процессы и операции, не добавляющие таковой. Основной задачей предприятия в рамках концепции Бережливого производства является устранение или, как минимум, сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности продукту.

Тем не менее в реальной жизни все процессы и операции приходится делить на три категории [1, с. 118]:

1)  процессы и операции, создающие ценность;
  
2) процессы и операции, не создающие ценности, но необходимые;
  
3) процессы и операции, не создающие ценности, которые можно и нужно исключить из потока создания ценности.

В стандарте ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь» поток создания ценности определяется и характеризуется следующим образом:

«4.4 поток создания ценности (value stream): Все действия, как создающие, так и не создающие ценность, которые позволяют продукции пройти все процессы – от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до доставки потребителю»;

«3.5 Поток создания ценности для потребителя
Поток создания ценности для потребителя – деятельность, направленная на создание ценности для потребителя, которая реализуется при помощи системы взаимосвязанных процессов/операций. Результаты деятельности процессов/операций как материальных, так и нематериальных, передаваемые от одного процесса/операции к другому, создают поток ценности. Данные потоки характеризуются скоростью, непрерывностью, равномерностью, а также сопровождаются различными видами потерь. В БП стремятся увеличить скорость потока ценности, обеспечить его непрерывность, равномерность и устранить потери. В качестве основных характеристик ценности рассматриваются характеристики качества, безопасности, а также стоимостные характеристики продукции/услуги.
Поток создания ценности для потребителя включает в себя материальный и информационный потоки».

В приведённых выше выдержках из стандарта ГОСТ Р ключевыми элементами, по мнению авторов настоящей методики, являются: создание ценности для потребителя; увеличение скорости потока ценности, обеспечение его непрерывности и равномерности, устранение потерь; наличие материального и информационного потоков. При корректировке и совершенствовании потоков создания ценности первостепенное внимание необходимо уделять именно этим аспектам.

К числу потерь, как правило, относят [1, с. 113; 2]:

  • потери из-за перепроизводства;
  • потери времени из-за ожидания;
  • потери при ненужной транспортировке;
  • потери из-за лишних этапов обработки;
  • потери из-за лишних запасов;
  • потери из-за ненужных перемещений;
  • потери из-за выпуска дефектной продукции;
  • нереализованный творческий потенциал сотрудников;
  • неравномерность выполнения операции;
  • перегрузка рабочих, сотрудников или мощностей при работе с повышенной интенсивностью.

Наиболее существенным видом потерь Тайити Оно (1912–1990), создатель производственной системы корпорации «Тойота» и основатель концепции Бережливого производства, считал перепроизводство, т.е. производство продукции в объёме, превышающем потребности заказчика.

В рамках концепции Бережливого производства для совершенствования деятельности предприятия вообще и устранения разнообразных потерь в частности существуют специальные системы, концепции, методы и инструменты, применением которых и обеспечивается достижение большей части стратегических целей предприятия, в частности в том, что касается себестоимости и сроков производства продукции.

К числу указанных систем, концепций, методов и инструментов относятся:

  • концепция вытягивающего производства;
  • концепция «Точно в срок»;
  • канбан;
  • стандартизация работы;
  • картирование потока создания ценности (VSM);
  • быстрая переналадка (SMED);
  • защита от непреднамеренных ошибок (Poka-Yoke);
  • всеобщее обслуживание оборудования (TPM);
  • организация рабочего пространства (5S);
  • визуализация;
  • автономизация;
  • кайдзен;
  • и др.

Описание принципов Бережливого производства по ГОСТ Р 56020–2014 см. в Приложении 3 к настоящей методике.

Основные методы Бережливого производства по ГОСТ Р 56407–2015 представлены на рис. 6 и описаны в Приложении 4 к настоящей методике.


Изображение не загрузилось
Рис. 6. Основные методы Бережливого производства по ГОСТ Р 56407–2015

Указанные методы и соответствующие инструменты достаточно подробно описаны в стандарте ГОСТ Р 56407–2015 «Бережливое производство. Основные методы и инструменты», а также изложены в других стандартах ГОСТ Р, перечень которых даётся ниже.

Предприятиям, желающим внедрить у себя принципы Бережливого производства, следует внимательно изучить эти и другие системы, концепции, методы и инструменты Бережливого производства и решить, какие из них применимы конкретно к их производству с учётом специфики предприятия.

По возможности необходимо стремиться к внедрению всех методов и инструментов, но делать это следует поэтапно, планомерно и осторожно, в том числе с применением цикла PDCA («планируй – делай – проверяй – действуй»), чтобы всегда оставалась возможность вернуться назад и попробовать другие пути внедрения того или иного метода и инструмента.

Вообще, принципы Бережливого производства уже достаточно хорошо известны в России и в той или иной степени внедряются и применяются на многих отечественных предприятиях. Отзывы руководителей предприятий об эффективности внедрённых систем, методов и инструментов Бережливого производства, как правило, самые положительные.

Позитивный опыт внедрения на отечественных предприятиях систем, методов и инструментов концепции Бережливого производства привёл к разработке и принятию соответствующих стандартов ГОСТ Р, которые могут стать хорошим подспорьем для предприятий, стремящихся внедрить у себя принципы Бережливого производства:

  • ГОСТ Р 56020–2014
    «Бережливое производство. Основные положения и словарь»;

  • ГОСТ Р 56404–2015
    «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента»;

  • ГОСТ Р 56405–2015
    «Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки»;

  • ГОСТ Р 56406–2015
    «Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента»;

  • ГОСТ Р 56407–2015
    «Бережливое производство. Основные методы и инструменты»;

  • ГОСТ Р 56906–2016
    «Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)»;

  • ГОСТ Р 56907–2016
    «Бережливое производство. Визуализация»;

  • ГОСТ Р 56908–2016
    «Бережливое производство. Стандартизация работы»;

  • ГОСТ Р 57522–2017
    «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства».

См. краткую характеристику стандартов

Принципы Бережливого производства универсальны, а потому применимы не только к производственным предприятиям, но и вообще практически ко всем организациям, вследствие чего в настоящее время уже, по сути, самостоятельно существуют такие направления концепции бережливости, как Бережливая логистика, Бережливое здравоохранение, Бережливое строительство, Бережливое правительство, Бережливый город и др. [2].

Из данного перечня конкретно для производственных предприятий особое значение имеет Бережливая логистика (от англ. Lean Logistics). Во многих случаях Бережливую логистику целесообразно выделять в отдельный вид деятельности (бизнес-процесс) со своими собственными целями и задачами, которые, тем не менее, необходимо чётко увязывать с целями и задачами Бережливого производства. (Взаимная увязка целей и задач Бережливого производства и Бережливой логистики в случае их разделения представляет некоторую трудность и, соответственно, должна быть предметом особой заботы со стороны руководящих работников, отвечающих за контроль соответствующих процессов.)

Что касается порядка внедрения методов и инструментов Бережливого производства, то необходимо сразу оговориться, что таковые следует внедрять одновременно и совместно с внедрением принципов Всеобщего управления качеством (TQM) как наиболее успешной и эффективной философии менеджмента качества из всех имеющихся на сегодняшний день (принципы и особенности Всеобщего управления качеством описываются в следующем разделе настоящей методики).

В некоторых случаях внедрение принципов Всеобщего управления качеством должно предшествовать внедрению Бережливого производства. Связано это с тем, что устранение тех или иных источников потерь в рамках Бережливого производства, например буферных (страховых) запасов, на первых порах несёт в себе значительные риски, вплоть до того что в случае сбоя поставок в режиме «точно в срок» может произойти остановка производства. Превентивное внедрение принципов Всеобщего управления качеством способно в существенной мере снизить вероятность возникновения подобных аномальных ситуаций.

Вообще, внедрение принципов Бережливого производства возможно в увязке не только с концепцией Всеобщего управления качеством, но и с другими, альтернативными системами качества, такими, например, как «Шесть сигм», что на практике зачастую и происходит. Тем не менее авторы настоящей методики настоятельно рекомендуют внедрять принципы именно Всеобщего управления качеством (TQM). Причины этого изложены в статье «6σ против TQM. Что выбрать?», с которой авторы рекомендуют ознакомиться.

Обе концепции – Бережливое производство и Всеобщее управление качеством – следует воспринимать как две стороны одной медали. Более того, многие принципы, например ориентация на потребителя, непрерывное совершенствование (кайдзен), принятие решений на основе фактов и др., существуют в обеих концепциях. При совместном внедрении концепций абсолютно неважно, к чему относится тот или иной принцип, метод или инструмент: в действительности он относится не к Бережливому производству и не к Всеобщему управлению качеством, а к системе взглядов, мышлению и образу действий работников, одновременно применяющих обе концепции, а потому вопрос, к чему относится тот или иной принцип, метод или инструмент, вообще не стоит.

Одной из целей совместного внедрения указанных концепций является создание интегрированной системы менеджмента качества и бережливого производства, например по ГОСТ Р 57522–2017 «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства».

Что касается сроков внедрения концепции Бережливого производства, то, так же как и при внедрении концепции Всеобщего управления качеством (TQM), это процесс не просто длительный, а бесконечный: после первоначального, достаточно длительного (несколько лет) внедрения методов и инструментов обеих концепций начинается период их постоянного совершенствования в рамках концепции кайдзен. Считается, что совершенства достичь невозможно, но стремиться к нему и работать в этом направлении нужно всегда и непрестанно. Такова суть философии кайдзен.

Отдельно следует отметить, что Бережливое производство в настоящее время – это цельная, масштабная концепция, выходящая далеко за рамки собственно устранения (сокращения) потерь и имеющая свою философию и целый набор ценностей и принципов, доступно и полноценно изложенных в стандарте ГОСТ Р 56020–2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь», с которого и следует начинать освоение концепции Бережливого производства.



Источники:

  1. Зарецкий А.Д. Менеджмент : учебник / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. – М. : КНОРУС, 2016.

  2. Статья «Бережливое производство». / Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бережливое_производство (дата обращения: 25.12.2018).


Наверх ⇑