РАЗДЕЛ 1.4.4
Процессно ориентированная система управления
Одной из наиболее значимых организационных инноваций последних десятилетий является разработка и практическое применение так называемой процессно ориентированной системы управления.
Уже в последние десятилетия XX века в промышленно развитых странах пришло понимание того, что основные преимущества в рамках жёсткой рыночной конкуренции лежат не столько в производственной сфере, сколько в системе управления предприятием, т.к. в условиях развитого рынка компании-конкуренты применяют практически идентичное оборудование, сырьё, материалы, рабочую силу и с необычайной быстротой и лёгкостью копируют (воспроизводят) чужие технологии. В таких условиях, по сути, единственное, в чём предприятия способны реально обойти своих конкурентов, – это применение более совершенных бизнес-процессов и подстроенных под них организационных структур.
Уже тогда стало понятно, что традиционная, функционально ориентированная система управления, предусматривающая внутреннее деление организации на отделы, департаменты, цеха и прочие подразделения, не обеспечивает должной результативности и эффективности работы предприятия. Причина подобной неэффективности кроется в том, что реальные процессы предприятия дробятся на отдельные функции, распределяемые между различными отделами (подразделениями), при этом управление осуществляется именно по функциям, а не по реальным процессам; каждый отдел выполняет свою собственную функцию, практически не заботясь о нуждах и проблемах других отделов; работники отделов не способны воспринимать ситуацию стратегически и стремятся выполнять только свои собственные задачи внутри отдела; руководство предприятия не видит целостной картины деятельности предприятия; дублирование функций между отделами и перекладывание ответственности с отдела на отдел – обычные явления при функциональной системе управления.
Между тем вся цепочка ценности продукции на предприятии создаётся не в рамках отделов и иных подразделений, а в рамках процессов (производственных, логистических, маркетинговых и иных), зачастую выходящих за пределы конкретных отделов и в той или иной мере пронизывающих предприятие.
Всё это побудило компании искать новые подходы к организации управления, что и привело к появлению процессно ориентированной системы, управление в которой осуществляется не по подразделениям предприятия, а по процессам, в бизнес-среде именуемым также бизнес-процессами. Именно такой процессный подход позволяет избавиться практически ото всех недостатков функциональной системы управления (см. на рис. 9 сравнение двух подходов).
В настоящее время считается правильным переводить предприятия на процессное управление. Такая позиция обозначена, в частности, в международных стандартах ISO серии 9000 и соответствующих им российских стандартах ГОСТ Р ИСО, систему менеджмента качества в которых рекомендуется строить на основе процессного подхода.
Более детально процессный подход описан в главах 2 и 3 настоящей методики.
* Информация о недостатках функциональной системы управления частично взята из источника [1].
Источники:
- Голосков И.Н. Проблема выбора, или Как мы ответим на вызов. / Сайт www.quality.eup.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://quality.eup.ru/MATERIALY2/problemavybora.htm (дата обращения: 25.12.2018).