Инновации и Бизнес

РАЗДЕЛ 1.4.5

Логистика как единая интегрированная функция

Интегрированная логистика и её преимущества

В последнее время имеется однозначное понимание того, что логистика является самостоятельной областью деятельности предприятия, оказывающей существенное влияние на себестоимость продукции (услуг) и качество обслуживания потребителей. Соответственно, в логистике скрыт значительный потенциал для улучшения деятельности предприятий, не менее значимый, чем, например, их производственная деятельность. В связи с этим совершенствование логистики на основе новых, инновационных подходов представляет собой одно из первостепенных направлений совершенствования деятельности предприятий.

Современной тенденцией является стремление использовать организационные формы, в которых логистика выступает как единая интегрированная функция, возглавляемая директором (менеджером) по логистике [1, с. 32]. Именно такой подход позволяет предприятиям решить многочисленные проблемы, неминуемо возникающие при дроблении логистики на различные, не связанные между собой функции – снабжение, транспортировку, складирование, управление запасами, сбыт и т.д. (см. рис. 10).

Изображение не загрузилось
Рис. 10. Сравнение разобщённой и интегрированной логистики

В связи с этим перед руководителями логистических служб стоят две основные цели: во-первых, перемещать материалы в свою организацию, через неё и из неё, добиваясь как можно более высокой эффективности, а во-вторых, содействовать тому, чтобы эффективность потока сохранялась на протяжении всей цепи поставок [1, с. 34].

Соответственно, для преобразования логистики в единую интегрированную функцию необходимо осуществить два вида интеграции:

1)  интеграцию логистики в рамках предприятия;
  
2) интеграцию логистики в рамках цепи поставок.

Рассмотрим их по отдельности.

Интеграция логистики в рамках предприятия

Интеграция логистики в рамках предприятия возможна в разных формах:

1)  назначение единого директора по логистике и создание единого отдела логистики;
  
2) назначение единого директора по логистике, курирующего несколько логистических отделов – снабжения, сбыта, транспортного и пр.;
  
3)  сосредоточение управления логистическими функциями в руках руководителя предприятия, если предприятие небольшое;
  
4) в иных формах.

Формы интеграции зависят от характера деятельности предприятия и его масштабов, неизменным остаётся одно – объединение (интеграция) логистики, т.е. материального и сопутствующих ему финансовых, информационных и сервисных потоков, в единое целое.

На практике процесс интеграции логистики в рамках предприятия может оказаться достаточно сложным, особенно если предприятие крупномасштабное. На этот счёт важно заметить следующее.

Во-первых, главное – чтобы вся логистическая деятельность курировалась одним лицом – директором по логистике (в случае необходимости в помощь директору по логистике создаётся специальный аппарат ассистентов). Во-вторых, при внедрении на предприятии процессно ориентированной системы управления (а именно она предлагается в методологической и практической частях настоящей методики – главах 2 и 3 соответственно) конкретная форма и степень интеграции логистики на предприятии отходят на второй план, т.к. управление будет вестись не по функциям (в данном случае логистическим функциям), а по бизнес-процессам (в данном случае логистическим бизнес-процессам). Тем не менее наличие в той или иной степени интегрированной логистики значительно облегчит реализацию процессного подхода, и это следует иметь в виду.

Интеграция логистики в рамках цепи поставок

Не менее важна и интеграция логистики в рамках цепи поставок [1, с. 69–86].

Большинство видов продукции проходит по цепи поставок через множество организаций (предприятий) и технологических процессов – от поставщиков первоначального уровня до конечных потребителей (см. рис. 11).

Изображение не загрузилось
Рис. 11. Цепь поставок

Поставщиками и потребителями в цепи поставок могут быть: поставщики сырья, переработчики сырья, различные промежуточные предприятия, склады, логистические центры, транспортные компании, оптовики, организации розничной торговли (ритейлеры) и т.д. В некоторых случаях цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а охватывает этапы переработки, повторного использования материалов, утилизации. В реальной жизни цепи поставок, как правило, выглядят значительно сложнее (см. рис. 12).

Изображение не загрузилось
Рис. 12. Пример более сложной цепи поставок

Поскольку в каждой такой цепи поставок участвует множество организаций и при этом каждая из них имеет свои собственные интересы, зачастую противоречащие интересам других организаций, в цепи поставок неминуемо возникают сбои, нестыковки, несогласованность, потеря времени, ненужное дублирование функций, нерациональное использование ресурсов и множество других отрицательных факторов, что в конечном итоге неизбежно увеличивает сроки поставок и себестоимость продукции.

Теоретически и практически доказано, что интеграция цепи поставок, т.е. тесное взаимодействие её звеньев, приводит к значительному сокращению сроков поставок, снижению общей себестоимости продукции, улучшению качества обслуживания конечных потребителей и другим положительным результатам.

Предприятие, желающее интегрировать цепи поставок, должно донести до своих поставщиков и потребителей различных уровней простую мысль о том, что интеграция, объединение усилий организаций в цепи поставок пойдёт на пользу каждой из них и что конкурировать они должны не друг с другом, а с организациями, действующими в других, конкурирующих цепях поставок.

Если говорить о практических шагах в этом направлении, то предприятию необходимо:

1)  определить, кто из его поставщиков и потребителей относится к категории ключевых поставщиков и потребителей (осуществлять интеграцию с разовыми контрагентами или с контрагентами, массово представленными на рынке, не имеет смысла и даже контрпродуктивно);
  
2) оценить конкретные преимущества интеграции – и для себя, и для них;
  
3)  начать переговоры с ними;
  
4) донести до них важность интеграции и практические выгоды от неё;
  
5) согласовать форму и параметры интеграции и приступить к её реальному воплощению.

Возможные формы интеграции по мере возрастания взаимодействия и устойчивости связей между организациями представлены на рис. 13.

Изображение не загрузилось
Рис. 13. Возможные формы интеграции в цепи поставок

Особо следует отметить, что весьма эффективным и при этом малозатратным способом интеграции цепи поставок является установление партнерских отношений. На эту тему нами написана отдельная статья – «Партнерство как эффективный механизм выстраивания отношений с поставщиками сырья и комплектующих», с которой в силу важности и актуальности вопроса настоятельно рекомендуем ознакомиться.

В настоящее время именно интеграция цепи поставок считается в мировой практике одним из наиболее действенных механизмов снижения конечной себестоимости продукции, ускорения поставок на всех уровнях, улучшения качества продукции и, соответственно, завоевания предприятиями прочных позиций на рынке.


Источники:

  1. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.


Наверх ⇑