Инновации и Бизнес

РАЗДЕЛ 1.4.6

Бенчмаркинг

Бенчмаркинг – это механизм сравнительного анализа эффективности работы одного предприятия относительно показателей других, более успешных предприятий [1, с. 525–558]. Иными словами, это использование предприятиями передового опыта своих успешных конкурентов. Суть бенчмаркинга можно выразить следующим девизом: «Подсмотри у своего успешного конкурента и внедри у себя, а ещё лучше – усовершенствуй». Тем не менее бенчмаркинг не следует отождествлять с промышленным шпионажем, т.к. бенчмаркинг основывается на получении информации о конкурентах из открытых источников и вообще любыми не запрещёнными законом способами. Важно также отметить, что бенчмаркинг считается полезным для экономики явлением и во многих промышленно развитых странах (Япония, США и др.) программы бенчмаркинга развиваются при поддержке государства.

Термин «бенчмаркинг» (от англ. benchmark – репер, контрольная точка, отметка для сравнения) был предложен в 1972 году в США, но сам бенчмаркинг как явление практиковался давно. Родоначальниками бенчмаркинга считают японцев, которые научились идеально копировать достижения европейских и американских компаний: японцы тщательно исследовали их продукцию, выявляя её сильные и слабые стороны, а затем выпускали аналогичную продукцию, но уже по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы в другую. В западных странах бенчмаркинг начали активно применять в конце 1970-х годов [1, с. 527].

В настоящее время технологии бенчмаркинга отработаны достаточно хорошо. Вообще, существует множество разновидностей бенчмаркинга и методик его проведения, но, как правило, бенчмаркинг проводят в следующем порядке [1, с. 529]:

1)  изучение внутренней среды своего собственного предприятия и выявление так называемых ключевых факторов успеха или, сокращённо, КФУ (чаще всего ключевые факторы успеха – это качество, низкая цена, быстрые сроки поставки, высокий уровень гарантийного обслуживания);
  
2) определение предприятия-конкурента, являющегося лидером в производстве аналогичной продукции;
  
3)  сбор всевозможной информации технологического, организационного, маркетингового и иного характера о конкуренте-лидере;
  
4) детальный анализ собранной информации; выявление того, что конкурент-лидер делает лучше и в чём состоят его конкурентные преимущества; определение того, как успешный опыт конкурента можно внедрить на своём собственном предприятии и не только внедрить, но и усовершенствовать, ведь цель предприятия – превзойти конкурента.

У специалистов по бенчмаркингу есть и свои «хитрости», например проведение бенчмаркинга на предприятии другого сектора экономики, т.е. на предприятии, не являющемся конкурентом, что значительно облегчает доступ к чувствительной информации; получение информации от людей, ранее работавших в других компаниях (по сути – информации из первых рук), и т.д.

Вообще, тем, что в начале 1970-х годов стало называться бенчмаркингом, производители занимались всегда – на протяжении веков, т.к. все всегда подсматривали за своими конкурентами, но только в наше время бенчмаркинг получил теоретическую и методологическую основу и, как уже отмечалось выше, в некоторых развитых странах поддерживается на государственном уровне. В подобном системном подходе и заключается его инновационность.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время существует множество разновидностей бенчмаркинга.

Прежде всего, бенчмаркинг можно разделить на следующие две категории: внутренний и внешний бенчмаркинг. Внутренний бенчмаркинг проводится в пределах самого предприятия, главным образом путём сопоставления бизнес-процессов, эффективности и иных показателей работы различных подразделений и групп работников предприятия, в том числе работающих в разных регионах. Внешний бенчмаркинг проводится в отношении других предприятий, в том числе из других секторов экономики (что зачастую бывает весьма эффективным), а также на основе общеотраслевых показателей.

Среди прочих разновидностей бенчмаркинга можно отметить: бенчмаркинг процессов (process benchmarking), функциональный бенчмаркинг (functional benchmarking), стратегический бенчмаркинг (strategic benchmarking), финансовый бенчмаркинг (financial benchmarking) и др. И это далеко не полный перечень разновидностей бенчмаркинга.

Бенчмаркинг – эффективнейшее средство развития бизнеса. Игнорировать значимость бенчмаркинга недопустимо и вести его следует на регулярной основе и системно. Российским предприятиям необходимо активнее применять бенчмаркинг в своей производственной и коммерческой деятельности. При этом следует иметь в виду, что, когда предприятие перейдёт в разряд лидеров рынка, оно также станет объектом изучения со стороны своих конкурентов, в том числе путём применения методик бенчмаркинга. Это хорошо для макроэкономики, но не очень – для самого предприятия, которому, соответственно, необходимо научиться надёжно охранять свои производственные секреты и коммерческую тайну.


Источники:

  1. Годин А.М. Маркетинг: Учебник для бакалавров / А.М. Годин. – 12-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2016.