Инновации и Бизнес

РАЗДЕЛ 2.1

Оптимальные методы совершенствования деятельности предприятий по темпам осуществления изменений

Внутренняя и внешняя среда любого предприятия постоянно меняется. Это касается работников предприятия, его продукции, планов, процессов, доходов и расходов, поставщиков, заказчиков, конкурентов и т.д. Предприятию, соответственно, приходится постоянно реагировать на все эти изменения, внося корректировки в собственную деятельность. Изменение деятельности предприятия – это нормальный процесс, тем не менее во избежание пагубных последствий данным процессом необходимо управлять. При этом особое значение имеют темпы осуществления изменений, т.к. зачастую резкие, крупномасштабные изменения могут оказывать разрушительное воздействие на предприятие.

С точки зрения темпов осуществления изменений существует два основных метода совершенствования деятельности предприятий [1, с. 146–155]:

1)  непрерывное совершенствование (постоянное улучшение)*, известное также под японским названием кайдзен** и представляющее собой непрерывную серию относительно небольших изменений, которые практически каждая организация способна принять и органично усвоить, при этом, во-первых, риск пагубного воздействия вносимых изменений значительно снижается (от любых небольших изменений, показавших свою неэффективность, всегда можно отказаться, вернувшись к прежнему состоянию), а во-вторых, непрерывная серия мелких изменений в совокупности даёт качественно значимую общую динамику улучшений и обеспечивает необходимое совершенствование деятельности предприятия с учётом изменения внутренней и внешней среды;

* В ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», пункт 3.3.2, непрерывное совершенствование обозначается как постоянное улучшение. Употребление разных терминов связано с различными переводами на русский язык английского термина «continuous improvement», «continual improvement».
** Не путать с кайдзен-костингом (см. раздел 1.4.1), относящимся к сфере управления себестоимостью. См. также статью «Система управления себестоимостью "кайзен-костинг"».
  
2) реинжиниринг бизнес-процессов, представляющий собой полное, фундаментальное изменение бизнес-процессов, по сути – полную отмену прежних бизнес-процессов и внедрение новых. Непрерывное совершенствование обеспечивает мягкий, постепенный переход деятельности предприятия к качественно новому состоянию, но зачастую деятельность предприятия организована настолько неудовлетворительно, что её непрерывное совершенствование не способно изменить ситуацию, и приходится обращаться к полной перестройке всей системы, т.е. именно к реинжинирингу бизнес-процессов. Иногда проще и дешевле начать, что называется, с чистого листа, нежели пытаться усовершенствовать старое.

Вместе с тем указанные два метода не являются взаимоисключающими: реинжиниринг бизнес-процессов можно осуществлять и как серию крупномасштабных усовершенствований, проводимых в виде более мелких, но постоянно производимых улучшений. Кроме того, реинжиниринг бизнес-процессов сам по себе не означает, что новые бизнес-процессы будут совершенными и не нуждающимися в дальнейших улучшениях: если предприятие хочет завоевать и удерживать прочные позиции на рынке, его стратегия, организационная структура и бизнес-процессы непременно должны эволюционировать с учётом изменения внутренней и внешней среды. Соответственно, после реинжиниринга бизнес-процессов предприятию незамедлительно следует переходить к непрерывному совершенствованию (постоянному улучшению) – кайдзену.

Особую важность имеет также порядок осуществления изменений в организации, поскольку практически в любом коллективе всегда имеется определённый процент людей, не желающих перемен или вообще враждебно настроенных к ним. Существуют специальные методики преодоления подобной косности мышления, и их необходимо активно применять.

Примечание. Порядок применения методики реинжиниринга к тому или иному процессу (не ко всей организации) описан в статье «Реинжиниринг процессов» в дополнительных материалах к настоящей методике.


Источники:

  1. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.