О переносе концепции бенчмаркинга из бизнеса в другие сферы и её применении к... прошлому
Тимохина Е.Д., Шульженко Д.В. |
Статья о том, как принципы бенчмаркинга можно применять для успешного решения макроэкономических задач, совершенствования государственного и муниципального управления и улучшения жизни общества. |
Одним из наиболее эффективных путей подъёма и развития отечественной экономики, безусловно, является внедрение лучших мировых практик – с их разумной адаптацией к российской действительности. Вместе с тем активной работы в этом направлении мы по факту не видим.
Наши соотечественники много и часто ездят по миру, видят немало позитивного в той или иной стране и резонно задают себе вопрос: а почему у нас такого нет? Ответ простой: потому что не внедряем. Точнее, потому, что соответствующая работа не ведётся на системном уровне.
Необходимость применения системного подхода к данной работе очевидна, но как это осуществить на практике?
Представляется, что эффективным механизмом внедрения лучших мировых практик в российскую действительность мог бы стать бенчмаркинг.
Бенчмаркинг широко применяется во всех промышленно развитых странах мира, а в некоторых, например в США и Японии, даже активно поддерживается на государственном уровне. Но применяется он главным образом в сфере бизнеса. Мы же предлагаем перенести его из сферы бизнеса в сферу макроэкономики и государственного (муниципального) управления, но главное – осуществлять его на системном уровне.
О бенчмаркинге мы уже писали в своей «Методике комплексного совершенствования деятельности предприятий на основе передовых и инновационных подходов». Напомним вкратце его основные принципы.
Бенчмаркинг – это механизм сравнительного анализа эффективности работы одного предприятия относительно показателей других, более успешных предприятий. Цель бенчмаркинга – изучить передовой опыт своих успешных конкурентов (как правило, лидеров рынка) и внедрить его, по возможности переработав и улучшив, на своём собственном предприятии.
В наше время технологии осуществления бенчмаркинга проработаны достаточно хорошо. Бенчмаркинг, как правило, проводится в следующем порядке:
1) | изучение внутренней среды своего собственного предприятия и выявление так называемых ключевых факторов успеха или, сокращённо, КФУ (чаще всего это – качество, низкая цена, быстрые сроки поставки, высокий уровень гарантийного обслуживания); |
2) | определение предприятия-конкурента, являющегося лидером в производстве аналогичной продукции; |
3) | сбор всевозможной информации технологического, организационного, маркетингового и иного характера о конкуренте-лидере; |
4) | детальный анализ собранной информации; выявление того, что конкурент-лидер делает лучше и в чём состоят его конкурентные преимущества; определение того, как успешный опыт конкурента можно внедрить на своём собственном предприятии и не только внедрить, но и усовершенствовать, ведь цель предприятия – превзойти конкурента. |
(Подробнее об этом читайте в разделе «Бенчмаркинг» нашей методики.)
Так бенчмаркинг работает в бизнесе. А что мешает организовать аналогичную системную работу на уровне макроэкономики и государственного управления? Ответ простой: ничто. Достаточно осуществить ряд организационных мероприятий по созданию соответствующей группы патриотично настроенных (это важно) и проактивно мыслящих экспертов и поручить им выполнение соответствующей работы. В тонкости и детали процесса практической организации бенчмаркинга для описанных выше целей мы вникать не будем, поскольку нам важна сама идея применения концепции ориентации на лидера, т.е. бенчмаркинга, за пределами бизнеса.
Но важно отметить ещё одну особенность того, как бенчмаркинг можно применять для указанных выше целей: сравнительный анализ тех или иных аспектов отечественной действительности можно проводить не только относительно лучших современных практик, стран и институтов, но и в отношении положительного опыта своего собственного прошлого.
Например, в ту же эпоху СССР был целый ряд положительных и передовых практик, которые, безусловно, требуют детального изучения, корректировки с учётом реалий сегодняшнего дня и, весьма вероятно, внедрения на благо государства, общества и каждого из нас. Речь, например, может идти о таких положительных моментах, как качественное образование, лагеря отдыха для детей и вообще забота о детях, приоритетное развитие науки, методика функционально-стоимостного анализа, качественные ГОСТы на продукты питания, дешевые для населения и предприятий, но при этом рентабельные энергетические и водные ресурсы и многое другое. Этот далеко не исчерпывающий перечень примеров мы специально привели из разных областей государственной деятельности и общественной жизни, чтобы во всей полноте показать, какой потенциал таится в бенчмаркинге в случае его применения в отношении собственного прошлого, а не только передовых стран и практик современности.
Изучение положительного опыта других стран и своего собственного прошлого может стать мощнейшим механизмом развития нашей страны.
В заключение отметим также, что бенчмаркинг – не единственное, что государство и общество могли бы взять на вооружение из бизнеса: тот же процессный подход вполне применим ко многим областям государственного и муниципального управления.