Инновации и Бизнес

Рекомендации по принятию решений

Из учебника С.Я. Гродзенского
«Управление качеством» [1, с. 79–80]



В TQM предлагается цепочка взаимосвязанных процессов для принятия решения.

  1. Используйте системный подход: выделите объект (проблему) и окружающую обстановку; выявляйте в проблеме элементы и взаимосвязи между ними. Анализируйте последствия возможных решений.

  2. Думайте в категориях «причина – следствие».

  3. Рассматривайте проблему с разных точек зрения, советуясь со специалистами и подвергая сомнению собственную точку зрения. Грамотно поставленная проблема – наполовину решенная проблема.

  4. Проблема по определению – разрыв между действительным и желаемым состоянием. Проблема считается сформулированной, когда действительное состояние и цель заданы конкретно, желательно в количественных показателях.

  5. Выделяйте в проблеме главное.

  6. Используйте статистическое мышление, проводите статистическую обработку результатов измерений. Различайте данные (результаты однократных измерений), факты (результаты статистической обработки данных) и информацию (те факты, которые отвечают на вопросы, поставленные проблемой).

  7. По возможности рассматривайте проблему в категориях процессного подхода, при поиске решения ищите «узкое место» – фактор, ограничивающий производительность процесса.

  8. Учитывайте особенности психологии мышления: каждый человек имеет жизненный опыт и свою точку зрения. В процессе словесного изложения вы активно домысливаете проблему и можете сами продвинуться к решению. Человек склонен воспринимать текущие события как причины, хотя на самом деле они зачастую лишь следствия действительных, корневых причин. Человеку свойственно переоценивать вероятность желательных, но малоправдоподобных событий, и недооценивать вероятность нежелательных.

  9. Визуализируйте проблему, максимально используйте графические средства для ее описания и анализа.

  10. Ищите модель, аналогию, прецеденты.

  11. Для анализа проблем и генерации вариантов решения используйте метод мозгового штурма.

  12. Сравнивайте различные варианты решения. Определите критерии оценки вариантов. Если критериев несколько, определите их «веса». Если подготовка к принятию решения идет на логическом уровне, то при принятии окончательного решения можно довериться и интуиции.

  13. Отложите, если есть возможность, принятие решения по трудной проблеме.

  14. Разбейте проблему на части, примите частичное решение, понаблюдайте за развитием ситуации.

  15. В экстренных случаях, не терпящих отлагательства, положительное решение принимайте лишь при полной уверенности в его правильности. Если сомневаетесь – решайте отрицательно.

  16. Анализируйте последствия возможных решений. Помните, что наши сегодняшние проблемы – это результаты наших вчерашних решений.


Источники:

  1. Гродзенский С.Я. Управление качеством : учебник. – Москва : Проспект, 2017.


Если вы считаете, что при публикации настоящего материала нарушены ваши авторские права, напишите нам.
If you believe that the publication of this material infringes your copyright, please let us know.