Инновации и Бизнес

Алгоритм прогнозирования инноваций

Тимохина Е.Д., Шульженко Д.В.

В статье «S-образные кривые инновационных процессов Р. Фостера и их актуальность для современной экономики» мы изложили суть предложенной Р. Фостером концепции S-образных кривых [1]. В той же статье мы показали, как данную концепцию можно применять для прогнозирования будущих инноваций. В качестве примера мы взяли гражданскую авиацию и спрогнозировали возможное начало новой технологической гонки в области сверхзвуковой гражданской авиации, в частности в её деловом сегменте – сверхзвуковых бизнес-джетах. Статья вышла в свет в марте 2017 года, а уже менее чем через год, в январе 2018 года, Президент РФ В.В. Путин предложил создать гражданскую версию сверхзвукового стратегического бомбардировщика ТУ-160М (чему мы, к слову сказать, очень рады). То есть попадание нашего прогноза было стопроцентным.

Данный факт подтолкнул нас к более детальной проработке вопроса применения концепции S-образных кривых Фостера для прогнозирования потенциально возможных будущих инноваций, что имеет немаловажное значение, т.к. позволяет изначально – даже не на старте, а ещё до старта – обходить конкурентов. Важно и то, что подобное использование концепции в прогнозных целях применимо ко всем сферам бизнеса, что вытекает из универсальности самой концепции S-образных кривых.

Нами составлен алгоритм соответствующих действий, но, прежде чем перейти к нему, предлагаем конкретный пример того, как прогнозирование будущих инноваций можно осуществлять на практике.

Предположим, мы – передовая компания, разрабатывающая и производящая телевизоры. Смотрим, какие технологии в области производства телевизоров существуют на данный момент. Это ЖК и плазма. Анализируем и приходим к выводу, что телевизоры как вид продукции с большой долей вероятности будут оставаться актуальными ещё долгое время. Мы также понимаем, что на смену нынешним S-образным кривым ЖК и плазмы придёт новая S-образная кривая или даже несколько S-образных кривых одновременно, т.е. телевизоры как вид продукции останутся, но технологически они будут иными (см. рис. 1).


Изображение не загрузилось
Рис. 1. S-образные кривые эволюции телевизоров

Анализируем текущую ситуацию и видим, что телевизоры с ЖК- и плазменными экранами вошли в стадию массового производства, а потому их технологический предел (состояние, при котором затрачиваемые на производство усилия уже не будут приносить значительных результатов) через определённое время обязательно наступит.

Это время может быть бóльшим или меньшим – в зависимости от возможности или, соответственно, невозможности расширения технологического предела: зачастую производители находят новые методы производства продукции, значительно снижающие затрачиваемые на её изготовление и сбыт усилия, или добавляют к текущей технологии что-то новое и существенное, что расширяет и отодвигает по времени её предел. Но рано или поздно технологический предел всё равно наступит.

Далее мы пытаемся спрогнозировать, какими телевизоры могут быть в будущем. Возможно, это будут телевизоры без экранов вообще, например с голографической проекцией. Или это будут некие мини-проекторы, проецирующие изображение на любую удобную нам поверхность, например на стену, на потолок или вообще на 360° градусов вокруг нас. А может, это будут обе указанные технологии одновременно.

Изучаем имеющиеся и перспективные научные и научно-технические разработки, так или иначе связанные с телевизорами, и начинаем прорабатывать вопросы их практического внедрения – разработку (проектирование), изготовление прототипа, запуск в производство, логистику и т.д. При этом мы опираемся на преобладающие тенденции в развитии науки и техники, в частности исходим из того, что в настоящее время мир вступает в эпоху шестого технологического уклада – эпоху нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий (НБИК), к которым нередко добавляют также социальную составляющую – НБИКС, что, вероятно, оправданно.

Цель – разработать принципиально новый в технологическом отношении телевизор…

Аналогичные примеры можно привести практически по всем разновидностям продукции, а потому обобщим сказанное выше и представим в виде универсального алгоритма действий (см. рис. 2).


Изображение не загрузилось
Рис. 2. Блок-схема алгоритма действий при прогнозировании инноваций

Достаточно спорной является постановка действия «Прогнозирование технологически нового облика продукта» перед действием «Активный поиск новых технологий путём изучения имеющихся и перспективных научных и научно-технических разработок»: нам могут возразить тем, что технологически новый облик продукта во многом (если не во всём) зависит от поиска новых технологий, а потому поиск новых технологий должен предшествовать прогнозированию технологически нового облика продукта.

При составлении алгоритма мы исходили из того, что нормальным подходом к разработке новой продукции является ориентация на потребителя, в рамках которой и осуществляется прогнозирование технологически нового облика продукта, но допускаем, что во многих случаях верен и обратный порядок: сначала поиск новых технологий, а потом прогнозирование технологически нового облика продукта.

Решение данного вопроса оставляем на усмотрение руководства предприятий, которые будут осуществлять прогнозирование по нашей методике (надеемся, что таковые будут).

Но данный вопрос можно решить и закольцевав процесс: прогнозируем технологически новый облик продукта – ищем технологии; если ничего не нашли, то прогнозируем иной технологически новый облик продукта и ищем технологии уже под него. И так далее вплоть до достижения нужного нам результата. Либо повторное прогнозирование иного технологически нового облика продукта осуществляем с учётом новых технологий, выявленных при предшествующем прогнозировании. Варианты есть.

Вообще, представленная в настоящей статье методика прогнозирования может оказаться весьма полезной на практике, в связи с чем рекомендуем опробовать её и принять на вооружение.

К слову сказать, данная методика гармонично сочетается с предложенной нами концепцией применения бенчмаркинга в отношении будущего (см. на нашем сайте статью «Бенчмаркинг с опорой на будущее. Фантастика или реальность?»). Представляется, что их совместное применение могло бы дать мощный синергетический эффект.


Источники:

  1. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1987. 272 с.


Позиция редакции сайта может не совпадать с позицией авторов статей.
Если вы считаете, что при публикации той или иной статьи нарушены ваши авторские права, напишите нам.
If you believe that the publication of a certain article infringes your copyright, please let us know.