Инновации и Бизнес

«СЕМЬ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА»


Диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы – графический метод исследования и определения наиболее значимых причинно-следственных взаимосвязей между факторами и последствиями для решения той или иной проблемы в той или иной ситуации.

Применительно к вопросам качества это инструмент, позволяющий выявить отношение между показателями качества и воздействующими на него факторами [1, с. 116].

Другие встречающиеся названия диаграммы Исикавы – причинно-следственная диаграмма, схема Исикавы, диаграмма анализа корневых причин, «рыбья кость», «рыбий скелет».

Для ознакомления с диаграммой Исикавы предлагаем прочитать соответствующий раздел из учебного пособия «Управление качеством продукции» С.В. Пономарева, С.В. Мищенко, B.Я. Белобрагина и др. [2, с. 112–116]:


3.4. Причинно-следственная диаграмма Исикавы

Результат процесса построения причинно-следственной диаграммы Исикавы зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа «причина – результат». Мы можем определить структуру или характер этих многофакторных отношений благодаря систематическим наблюдениям. Трудно решить сложные проблемы, не зная этой структуры, которая представляет собой цепь причин и результатов. Диаграмма причин и результатов – средство, позволяющее выразить эти отношения в простой и доступной форме [1, 8–10, 38–45].

В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов [1]. Она получила название «схема Исикавы» (в японской литературе эту диаграмму из-за ее формы часто именуют «рыбья кость» или «рыбий скелет»).

3.4.1. Основные сведения о причинно-следственной диаграмме Исикавы

Диаграмма представляет собой [1, 8–10, 38–45] средство графического упорядочения факторов, влияющих на объект анализа. Главным достоинством диаграммы Исикавы является то, что она дает наглядное представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов. В основе построения диаграммы лежит определение (постановка) задачи, которую необходимо решать.

При вычерчивании [1, 8–10, 38–45] причинно-следственной диаграммы Исикавы самые значимые параметры и факторы располагают (см. рис. 3.6) наиболее близко к голове «рыбьего скелета». Построение начинают с того, что к центральной горизонтальной стрелке, изображающей объект анализа, подводят большие первичные стрелки, обозначающие главные факторы (группы факторов), влияющие на объект анализа. Далее к каждой первичной стрелке подводят стрелки второго порядка, к которым, в свою очередь, подводят стрелки третьего порядка и т.д. до тех пор, пока на диаграмму не будут нанесены все стрелки, обозначающие факторы, оказывающие заметное влияние на объект анализа в конкретной ситуации. Каждая из стрелок, нанесенная на схему, представляет собой в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая стрелка по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая – как следствие.

Наклон и размер не имеют принципиального значения. Главное при построении схемы заключается в том, чтобы обеспечить правильную соподчиненность и взаимозависимость факторов, а также четко оформить схему, чтобы она хорошо смотрелась и легко читалась. Поэтому независимо от наклона стрелки каждого фактора его наименование всегда располагают в горизонтальном положении, параллельно центральной оси.

3.4.2. Этапы построения причинно-следственной диаграммы

При построении диаграммы Исикавы рекомендуется (см. рис. 3.6) придерживаться следующего порядка действий [1, 8–10, 38–45]:

  1. Определите перечень показателей качества (видов неудач, дефектов, брака), которые следует проанализировать.

  2. Выберите один показатель качества и напишите его в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проведите прямую линию, которая будет представлять собой «хребет» будущей диаграммы Исикавы.

  3. Запишите главные причины, влияющие на показатель качества;

  4. Примечание. Рекомендуем вам воспользоваться мнемоническим приемом 4М...6М при определении этих главных причин.

  5. Соедините линиями («большими костями») главные причины с «хребтом», расположив основные из этих главных причин ближе к голове «рыбьего скелета».

  6. Определите и запишите вторичные причины для уже записанных главных причин.

  7. Примечание. Используйте метод «мозговой атаки», рассмотренный в главе 4, для выявления вторичных возможных причин выбранной проблемы качества.

  8. Соедините линиями («средними костями») вторичные причины с «большими костями».

  9. Проверьте логическую связь каждой причинной цепочки.

  10. Нанесите всю необходимую информацию (надписи) и проверьте законченность составленной причинно-следственной диаграммы Исикавы.

Несмотря на относительную простоту, построение диаграммы Исикавы требует от ее исполнителей хорошего знания объекта анализа и понимания взаимозависимости и взаимовлияния факторов.

Часто построение диаграммы сопровождается «мозговым штурмом». Это прекрасный метод приведения в действие творческого мышления группы для быстрого формулирования, разъяснения и оценки значительного перечня идей, проблем, причин, вопросов. Правила проведения «мозгового штурма (атаки)» рассмотрены в главе 4.

3.4.3. Пример причинно-следственной диаграммы

Ниже приведен пример причинно-следственной диаграммы Исикавы типа «рыбий скелет» по выявлению причины появления дефекта «концевые пороки» при производстве тентового материала с поливинилхлоридным покрытием для автотранспорта.


Изображение не загрузилось
Рис. 3.6. Пример причинно-следственной диаграммы Исикавы

Для уменьшения размеров рис. 3.6 приведенная на нем диаграмма Исикавы была построена на основе использования мнемонического приема 4М, т.е. при построении этой диаграммы были приняты во внимание только четыре группы причин дефектов «концевые пороки», а именно: персонал, технология, машины и оборудование, сырье.

3.4.4. Советы по построению диаграммы Исикавы

При практическом построении причинно-следственной диаграммы советуем воспользоваться следующими рекомендациями [1, 8–10, 38–45]:

  1. Определите все факторы, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме, путем наблюдений и опроса многих людей.
    Из всех факторов, указанных на диаграмме, надо выделить те, которые оказывают наибольшее воздействие на показатель качества. Если на первоначальной стадии, еще до построения диаграммы, из вашего поля зрения выпал какой-то фактор, он не появится на более поздней стадии. Поэтому чрезвычайно важно на стадии подготовки диаграммы привлечь к обсуждению как можно больше людей, чтобы диаграмма была полной и в ней ничего не было упущено.

  2. Сформулируйте показатель как можно точнее.
    Если показатель сформулирован абстрактно, то будет построена диаграмма, основанная на общих соображениях. И хотя она будет правильной с точки зрения отношений «причина – результат», в ней будет мало проку при решении конкретных проблем.

  3. Воспользуйтесь разными классификациями (стратификацией) причин и постройте столько диаграмм причин и результатов, сколько показателей вы хотите исследовать.
    Например, ошибки в весе и в размерах одного и того же изделия нужно анализировать с помощью двух разных диаграмм, так как их структуры в этом случае будут различными. Попытка объединить эти две диаграммы в одну приведет к тому, что она окажется большой и сложной, практически бесполезной, что только затруднит процесс принятия решений.

  4. При построении диаграммы Исикавы старайтесь выбирать такие показатели качества и такие факторы, которые можно измерить.
    После составления диаграммы причин и результатов надо с помощью объективных данных оценить силу отношений «причина – результат». Чтобы это стало возможным, и показатель качества, и факторы, на него влияющие, должны быть измеримыми. Если их невозможно измерить, надо все-таки попытаться это сделать или найти показатели-заменители.

  5. Отыщите факторы, по которым надлежит принять меры.
    Если по обнаруженной причине нельзя предпринять никаких действий, то проблема неразрешима. Чтобы процесс совершенствования стал эффективным, надо разбивать причины на подпричины до тех пор, когда по каждой из них можно предпринять действия по устранению причин дефектов (по улучшению качества), иначе сам процесс их выявления превратится в бессмысленное упражнение.

3.4.5. Советы по использованию диаграмм

  1. Установите важность каждой причины на основе объективных значений или данных.
    Анализ факторов с помощью собственного опыта или знаний возможен, но устанавливать их важность только на основе субъективных представлений или впечатлений опасно. Объективное установление важности факторов с помощью данных – более научный и логический подход.

  2. Пытайтесь постоянно совершенствовать причинно-следственную диаграмму.


О применении мнемонического (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) приёма 4М...6М при построении диаграммы Исикавы уже сказано выше, но это не единственное средство, способствующее качественному построению диаграммы Исикавы. Не менее полезным может быть метод «Пять почему», описание которого по учебнику «Управление качеством» С.Я. Гродзенского [1, с. 119] мы даём ниже.



Рекомендуется также объединить «рыбий скелет» с методологией «пять почему?» или «очистка лука», позволяющей проанализировать проблему постепенно, «раздевая» ее с помощью последовательно задаваемых вопросов до тех пор, пока не будут выяснены ее причины. Обычно для этого достаточно найти ответ на «пять почему?». Метод «Пять почему?» был предложен в Японии в 1970-х гг. Сакиши Тойода – основателем компании Тойота. Метод не ставит целью выявить виновника, но позволяет найти причины возникновения проблемы.

На рис. 16 приведен «рыбий скелет», отражающий реальную картину анализа причин значительных доработок в одной компании. Посмотрим, например, как возникают проблемы, требующие последующей доработки.


Изображение не загрузилось
Рис. 16. Пример сочетания схемы Исикавы, мнемонического приема 5m и подхода «пять почему?»

  1. В производственных помещениях очень темно. Почему?
  2. Потому что директор не разрешает включать все лампы. Почему?
  3. Чтобы сэкономить на электроэнергии. Почему?
  4. Потому, что он чересчур экономный (очень жадный).

Анализ, проведенный аналогичным образом для других «костей», выявил одну и ту же коренную причину – жадность.

Другой пример:

  1. Устройство выпадает из крепежного гнезда. Почему?
  2. Потому что в собранном виде его не удается плотно вставить в отверстие. Почему?
  3. Потому что диаметр компонент меньше требуемого. Почему?
  4. Потому что компоненты имели неправильные размеры. Почему?
  5. Потому что средства измерения оказались не откалиброванными. Почему?

Коренная причина – никто не отвечает за калибровку средств измерений.


Очевидным достоинством диаграммы Исикавы является то, что она доступна для понимания даже без специальной подготовки – на интуитивном уровне. К слову сказать, из семи простых инструментов контроля качества только диаграмма Исикавы оперирует не числовыми статистическими данными, а главным образом вербальной (словесной) информацией.


Источники:

  1. Гродзенский С.Я. Управление качеством : учебник. – Москва : Проспект, 2017.

  2. Пономарев С.В., Мищенко С.В., Белобрагин B.Я. и др. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, B.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, C.А. Пахомова, О.С. Пономарева. – М.: РИА «Стандарты и качество». – 2005.


Если вы считаете, что при публикации настоящего материала нарушены ваши авторские права, напишите нам.
If you believe that the publication of this material infringes your copyright, please let us know.