Об экологических аспектах логистической деятельности
Тимохина Е.Д., Шульженко Д.В. |
Иногда инновации – это просто возвращение к прошлому, как бы парадоксально это ни звучало. Мы часто ищем по миру что-то новое, что способно помочь нам решить те или иные проблемы, но ведь можно обратиться и к собственному опыту из недавнего прошлого. Например, в вопросах экологии. Об этом и пойдёт речь в настоящей статье. |
В последние десятилетия экологические аспекты человеческой деятельности – производственной, логистической, бытовой и иной – приобретают всё большее значение. В числе приоритетов человека в экономически развитых странах не только уровень жизни, но и её качество, одним из безусловных элементов которого является экология.
Вопросы экологии напрямую связаны с логистикой, будь то надлежащая, экологически приемлемая организация производственной логистики (безотходное производство, наличие очистных сооружений и т.д.), транспортная логистика (загрязнение окружающей среды транспортными средствами и пр.) и возвратная логистика (возврат вышедшей из употребления продукции для переработки, утилизации или захоронения).
Роль возвратной логистики с каждым годом возрастает, и если в отдельных областях хозяйственной деятельности человека она неизбежна по сути своей (например, утилизация радиоактивных отходов в атомной промышленности), то в других областях, казалось бы, можно обойтись без неё, но забота о сохранении чистой среды обитания человека делает её императивом. Особо зримо это проявляется в управлении отходами (производственными, бытовыми и любыми иными), в частности в мусоропереработке.
По мере технологического развития общества объёмы отходов будут только нарастать, соответственно, значение той части логистики, которая связана с транспортировкой, захоронением, утилизацией и переработкой отходов, также будет возрастать.
Конкретно для нашей страны на данном этапе крайне актуально внедрение передовых инновационных технологий в сфере очистки производственных отходов, выбросов и стоков, а также строительство мусороперерабатывающих объектов.
Как это ни парадоксально, но в плане экологии нам зачастую полезно было бы обратиться к собственному недавнему опыту, а именно посмотреть, как возвратная логистика была организована в последние десятилетия существования СССР, и взять на вооружение многие полезные в экологическом отношении процедуры.
Приведём лишь несколько примеров.
Всем известно, какой вред окружающей среде наносят повсеместно и каждодневно используемые нами пластиковые бутылки (ПЭТ-бутылки) и полиэтиленовые пакеты. Несмотря на их очевидное удобство, экономическую привлекательность и другие положительные качества, вред, наносимый ими окружающей среде, колоссален. Достаточно сказать, что в случае их захоронения (что, к сожалению, происходит регулярно) разлагаться в земле они будут около 400 лет, нанося при этом огромный вред среде обитания человека.
Во многих промышленно развитых странах данная проблема решается путём полной переработки ПЭТ-бутылок и производства быстроразлагающейся полиэтиленовой продукции. При этом следует понимать, что это достаточно дорогостоящий процесс.
Наш же недавний советский опыт подсказывает иное, гораздо более приемлемое с экологической точки зрения решение: в Советском Союзе повсеместно применялись стеклянные бутылки, которые, во-первых, сами по себе практически не наносили вреда окружающей среде, а во-вторых, в окружающую среду они вообще чаще всего не попадали, так как после употребления человеком их содержимого стеклянные бутылки за 20 советских копеек сдавались обратно в магазин, отвозились на соответствующие предприятия, мылись и таким образом многократно, вплоть до их разбития, возвращались в употребление.
С маркетинговой и, соответственно, коммерческой точки зрения наличие одинаковых образцов стеклянной тары не очень удобно, тем не менее если сопоставить, с одной стороны, коммерческие выгоды от использования ПЭТ-бутылок, а с другой – тот колоссальный вред, который они наносят окружающей среде, то выбор в пользу возвращения советской системы повторного, многократного использования стеклянной тары представляется более чем разумным.
Решение о внедрении (возврате) данной системы обращения со стеклянной тарой, если оно будет принято, безусловно, потребует принятия соответствующего комплекса мер по организации логистики возврата стеклянной тары, но это те организационные вопросы, которые специалисты по логистике способны достаточно быстро и эффективно решить.
Что же касается повсеместно используемых полиэтиленовых пакетов, оказывающих не менее пагубное воздействие на окружающую среду, то и здесь было бы полезно обратиться к нашему недавнему положительному опыту: в СССР соответствующие продукты питания оборачивались в специальную обёрточную бумагу, которая, в отличие от полиэтиленовых пакетов, при утилизации практически не наносила вреда окружающей среде. Вместо полиэтиленовых пакетов-сумок использовались многоразовые матерчатые сумки. Хлебобулочные изделия также завозились не в полиэтиленовой обёртке, а на деревянных поддонах на специальных машинах.
Это только два примера того, что мы могли бы взять из своего собственного предшествующего положительного опыта, но в действительности таких примеров множество. Многие стороны логистической деятельности – с учётом их воздействия на экологию – в последние десятилетия существования СССР были организованы достаточно разумно, например упор на железнодорожный транспорт вместо автомобильного при перевозке на дальние расстояния сырья и продукции, что в настоящее время представляется весьма актуальным как с точки зрения экологии, так и в плане загруженности автомобильных дорог, а в зимнее время, при обильных снегопадах, вообще кажется решением многих логистических проблем, связанных с использованием автомобильного транспорта.
Иногда инновации – это возвращение к прошлому, но на новом технологическом уровне, что актуально и для логистики.
По нашему мнению, подобный подход к организации возвратной логистики мог бы стать новым словом в логистике, которое наша страна могла бы предложить миру. Важно при этом то, что при реализации данного подхода мы исходили бы даже не из соображений экономии материальных средств, как при административно-командной экономике СССР (хоть такая экономия в макроэкономическом плане и важна сама по себе), а из морально-нравственных соображений – из заботы об экологии и сбережении даруемых нам природой ресурсов. Если целесообразность указанных выше инициатив с различных точек зрения подтвердится экспертным сообществом, то подобный морально-нравственный подход – это в наше время весьма сильная мотивация для соответствующей подготовки общественного мнения и последующего введения соответствующих норм и правил. Просто потому, что мы должны заботиться о своей среде обитания.
То, что логистические затраты при этом в некоторой степени, вероятно, возрастут, не может служить основанием для отказа от реализации указанных выше инициатив, так как забота об окружающей среде и, соответственно, здоровье граждан должны иметь абсолютный приоритет.
Альтернативой указанным выше инициативам является строительство соответствующих мусороперерабатывающих предприятий (это тот путь, по которому пошли промышленно развитые страны), но, с большой долей вероятности, по капитальным и операционным затратам дешевле данная альтернатива не будет. Кроме того, речь идёт не об отказе от строительства мусороперерабатывающих предприятий вообще (они в любом случае нужны и должны строиться), а о радикальном сокращении бытовых пластиковых и полиэтиленовых отходов.
Психологические проблемы внедрения данной системы возвратной логистики преодолеть несложно: достаточно объяснить населению, что целью её внедрения является исключительно забота о сохранении чистоты окружающей среды и что сдача стеклянной тары, использование матерчатых сумок и т.д. из высоконравственных соображений заботы об окружающей среде – это правильно и патриотично и должно стать положительным трендом в среде всех воспитанных людей независимо от социального и имущественного положения.