Инновации и Бизнес

Инновации – понятие абсолютное или относительное?

Тимохина Е.Д., Шульженко Д.В.

Некоторое время назад один специалист, знакомый с нашей методикой совершенствования бизнеса, сказал, что некорректно называть её методикой комплексного совершенствования деятельности предприятий на основе инновационных подходов: большинство этих подходов, мол, не инновационны, так как применяются на протяжении многих лет и даже десятилетий. Но так ли это? Давайте посмотрим вместе.

Собственно говоря, вопрос стоит так: является ли понятие «инновации» абсолютным или относительным? По мнению указанного выше специалиста, инновации – понятие абсолютное, т.е. инновации являются инновациями для всех и везде одинаково. Не согласны! И вот почему.

Предположим, мы привезли обычный проводной телефон в какое-нибудь африканское племя, ведущее первобытнообщинный образ жизни и никогда не видевшее раньше телефон. Каким-то образом (техническая сторона вопроса нам не интересна) мы проводим электричество и учим аборигенов пользоваться телефонной связью. Будет ли телефон инновационным для них? Безусловно, будет. Но для нас он не является таковым уже более ста лет! Значит, инновации – понятие относительное: для кого-то что-то инновационно, для других – нет.

Есть и более реалистичные примеры. Система «таргет-костинг», являющаяся ключевым звеном в нашей методике комплексного совершенствования деятельности предприятий, начала внедряться и применяться в Японии ещё в середине 1960-х годов, но на Западе до второй половины 1980-х годов о ней практически ничего не знали. Узнали о таргет-костинге только в 1988 году, когда Тоширо Хиромото опубликовал в американском журнале «Harvard Business Review» свою легендарную статью «Another hidden-Japanese Management Accounting» [1]. Именно тогда Запад узнал об этой инновационной (для себя) системе и начал активно, хоть и не без трудностей, внедрять её на своих предприятиях. Но в Японии данная система успешно применялась уже более двадцати лет! Более того, система «таргет-костинг» инновационно воспринимается и сейчас, а в нашей стране о ней вообще мало кто слышал.

Значит, инновации всё-таки понятие относительное? Убеждены, что да. Осмелимся даже высказать предположение о том, что инновация в той или иной мере остаётся инновацией до тех пор, пока не появится что-то новое, более инновационное. Например, тот же таргет-костинг будет оставаться инновационным до тех пор, пока на смену ему не придёт новая, более совершенная система. Но это только наше предположение, и мы открыты для дискуссий.

Если вы предложите своё, оригинальное видение ситуации, мы с удовольствием опубликуем вашу статью или заметку на нашем сайте.


Источники:

  1. Hiromoto T. «Another hidden-Japanese Management Accounting». Harvard Business Review. July–August 1988. P. 4–7.


Позиция редакции сайта может не совпадать с позицией авторов статей.
Если вы считаете, что при публикации той или иной статьи нарушены ваши авторские права, напишите нам.
If you believe that the publication of a certain article infringes your copyright, please let us know.